Прокат байдарок, катамаранов, палаток и другого туристского снаряжения
ПОДРОБНЕЕ...

Отчет о водном походе турклуба «Азимут»

с 29 апреля по 8 мая 2006 года

(Алексей Агузаров)

Апрель уже заканчивается и торопиться передать эстафету другому весеннему месяцу – маю, чтобы тот в свою очередь побыстрее догнал лето, чтобы принес хорошую погоду, солнечные и ясные дни, цветущие сады и сочные луга. Природа все это предусмотрела и всему этому отвела свое время. Для начала земля должна проснуться после долгих зимних месяцев и, скинув снежный саван, дать прохладному ветру поиграть с первыми ленточками зеленой травы, пролиться на землю новым весенним дождем, испугать майской грозой и молнией. Чтобы потом под теплыми лучами набухли почки, распускались цветы, и жизнь вдохнула бы новые силы во все живые организмы. Прекрасно и удивительно наблюдать как оживает природа. Каждый из тех, кто ходит в походы, отчасти преследует эти цели.

Поход по реке Пре в 2006 году стал самым удачным по организации и подготовке. Мы располагали достаточным количеством как личного так и группового снаряжения, имели достаточный флот, чтобы вместить всех желающих. Многое нами было сделано за этот год, чтобы подойти к сезону с такими результатами. Единственной проблемой оставался для нас транспортный вопрос. И он был успешно решен, благодаря содействию молодежной политической организации «НАШИ», которые выделили «Газель» до Спас-Клепиков и обратно из Брыкина Бора в Рязань.

В 3-ий поход, который традиционно прошел для нашего клуба в мае месяце, собралось 17 человек. И это не только студенты РССК, но и студенты 11 ПТУ, МГОУ, РГРТУ, МИЭМП, РГУ. Всех их объединяет то, что они являются членами турклуба «Азимут».

Руководителем похода стал педагог нашего колледжа, руководитель турклуба, человек, благодаря которому турклуб и появился в колледже – Акимов П.А. Его заместитель – студент 4 курса отделения ТМ – Алафинов Андрей. А теперь перейдем непосредственно к описанию похода.

Утро 29 апреля.

Еще вечером 28-го я ходил и чесался: «Ну когда же? Когда же?» Хотел пораньше лечь спать, чтобы побыстрее наступило 29 апреля. Но собрав рюкзак, еще раз проверив все ли на месте, спать отправился не раньше обычного.

А утро было таким долгожданным. Лучи солнца, которые пробивались через неплотно задернутые шторы, словно хотели посмотреть все ли я взял, ничего не забыл. И я разрешил им войти, вот так махом взял и раздвинул шторы. Моя комната сразу стала золотой. Но долго я в ней задерживаться не стал и уже через 30 минут был около колледжа. Мы вынесли вещи, погрузили их в машины и поехали. Почти для всех это должен был быть первый водный поход, все его ждали с нетерпением. Это было заметно, потому как в дороге все шутили, смеялись, делились своими впечатлениями, ожиданиями. И то, как мы близки к этому все поняли уже тогда, когда «Газель» мчал нас по Рязанской мещере, по крутым клепиковским поворотам.

К 12 часам мы прибыли на место. Это мост, откуда мы собирались начать сплав. Байдарки собирали долго, наслаждаясь природными красотами. Что поделать, отвык городской житель от простого, от того, что окружает тебя на каждом шагу. Но глаза смотрели, а руки тем временем делали и в 14.40 мы полностью погрузившись в байдарки отчалили.

Разлив был очень большой и из воды порой торчали только верхушки кустов, хотя летом вода метра на полтора ниже.

В первый день экипажи байдарок старались сработаться, приспособиться друг к другу, понять кому что нужно делать, не долбиться веслами. Но это было тяжело, отвлекало внимание необъятное и широкое, что окружало нас.

На ночлег встали в 17.10, пройдя за день около 20 км. Место было хорошее, на высоком сухом берегу. Единственное, нам показалось неудобным заносить байдарки на верх, но и с этой задачей мы справились. Быстро разбили лагерь, и через 1,5 часа уже ужинали. Спасибо с дровами все было нормально. После ужина Петр Александрович и Сашка Сержантов взяли в руки гитару и поочереди извлекали из нее божественные звуки, под которые народ потихоньку расползался по палаткам. И около 12 часов у костра не осталось никого. А из палаток слышались наши голоса и звук радио, которые плавно перешли в храп. Что ж первый день сморил всех раньше обычного.

Второй день похода (30 апреля).

Утро этого дня было немного прохладным, хотя те, кто вылез из палаток чуть позже этого не заметили. Умывшись нас уже ждал завтрак. Так как с едой мы не экспериментируем, то потрапезничали рисовой кашей со сгущенкой.

В 11 часов мы покинули место первой ночевки, чтобы вновь получить очередную порцию эстетического наслаждения.

В 11.45 проходим под мостом у деревни Гришино (Заводская Слобода). И в 12.30 остановились на обед. На обед у нас была уха. Как чудесно сидеть на берегу, рядом с тобой полная тарелка с душистой ушицей, мимо тебя проплывают моторки. Мы им машем, они нам тоже. Наверное рыбнадзор. Но на самом деле рыбнадзор мы встретим позже и они нам расскажут, что повязали в этом районе браконьеров на двух моторках. Что ж и такое бывает.

В 15.00 мы пообедав и восстановив силы двинулись дальше. Через 50 минут прошли мимо кордона Паустовского (№ 273), который находится на правом берегу. Там была очень красивая декоративная беседка.

Как же много людей ходит на майские праздники по Пре, целые демонстрации. Были «эскадры» по 14 байдарок и из Москвы, и из Зеленограда, и даже из Липецка, не говоря уже о своих, рязанских туристах.

За этими наблюдениями мы не заметили как опять встали на ночь. Время было 17.20.

Место шикарное. Эта стоянка называется «Семинарская». Оборудована крытой беседкой, туалетом типа «Люкс», лавочкой на обрывистом берегу, столиком. Здесь нам предстояло сделать первую дневку. За этот день мы прошли около 25 км. Но усталость на нас не влияла и, вкусно поужинав, мы стали делать самодельные удочки, чтобы увеличить улов. Здесь, наверное, надо сказать, что это занятие было бесполезным в плане нажива, так как за весь поход мы не поймали на удочку ни одной рыбки. Но зато эстетическая сторона этого процесса окупает все его минусы. И мы часами просто стояли с удочками, иногда даже забывали смотреть на поплавок. Какая уж тут рыба! Все без ума от первых дней водного похода, но всё-таки один ярый сторонник пешки — Савкин Евгений, который обеими мозолями за пешку. Но всё-таки мы едины в одном мнении, что нигде в городе не увидишь такое звездное низкое небо над головой, готовое раздавить тебя, если бы не могучие сосны, которые нас окружают. А на противоположном берегу мелькают фонарики, люди суетятся, готовятся ко сну. Потихоньку и наш лагерь замолкает.

Третий день похода (1 мая 2006 года)

Дневка. Началось все с того, что мы, сидим на лавочке, на берегу, встречали праздничные демонстрации. Затем слабый  пол направился на кухню чистить рыбу, которую мы поймали без удочек. А ещё сегодня были праздничные блинчики из муки и сгущенки. Сделали неплохие мостки, для удобного подхода к воде. Самое главное мероприятие дневки – туристические соревнования, которые мы устроили сами себе в качестве тренировки. Имели место следующие этапы: спуск, траверс, подъем, бревно, параллелька, навесная,  кочки и узлы. Первое место занял Савкин Евгений. Думали, как его наградить, чуть было не придумали, но завхоз пожалел банку сгущенки. Вот такая у нас была дневка.

Четвертый день похода (2 мая 2006 года)

Встали в десять часов утра и, позавтракав чаем с печением, сняли лагерь и отправились, куда течение несет. Кстати о течении. Средняя скорость течения плюс скорость нашей гребли равнялась 6 км./час, т.е. за 10 минут мы проходили 1 км. Из лагеря мы вышли в 12:30. Последней идёт байдарка с ремнабором. А мы лихачим, проскакиваем через протоки, садимся на мель и ползём по песочному дну, нам это в радость. Даже поговорку придумали: «Что туристу хорошо, то байдарке смерть». В 12:40 справа хорошая стоянка. Мы проходим её дальше и через час встаем обедать. В 16:00 идем дальше. 16:10 опять стоянка со столиком. В 16:20 еще одна стоянка со столиками, на которой мы ждем остальных. В 16:30 Пру пересекло ЛЭП, а в 16:40 на нашем пути завал. Летом его бы обязательно пришлось бы обносить. А сейчас мы его без проблем обошли по большой воде справа. В 17:00 второе препятствие – мост у д. Горки, который мы прошли слева. Здесь правда мне пришлось немного побыть бурлаком и протащить нашу тройку по мели за веревку, привязанную к носу. За 15 минут прошли 3 хороших стоянки и встали в идолах на левом берегу. Эта  стоянка – символ Пры. Наших только идолов здесь нет. Кто только не оставил о себе память: и «Викинги», и «Азимут», и «Радини», туристы из Тулы. Вот он простор для фантазии! Мы обновили идола нашего турклуба, привязав к нему табличку с датой нашего похода, и пошли дальше. В 18:15 встретили компанию москвичей и помогли им с ремонтом их байдарки. В 19:15 третий завал, который обошли справой стороны и, проплыв еще пол часа, в 19:45, встали на ночь. Прошли за весь день 36 км. Место в 5 минутах от Деулино. Все бы ничего, но около 22 часов Андрей обнаружил, что оставил нож, когда выходил из байдарки перед третим завалом. Делать нечего, надо выручать братца. Сели в трехместную байдарку четвером, взяли фонари, ремнабор и пошли против течения, искать приключения. Если от места, где мы оставили нож, до места ночевки мы шли по течению 30 минут, то против течения мы прошли это расстояние за 1 час 20 минут. Раза три останавливались отдышаться. Все мокрые, замерзшие на обратном пути чуть не влетели в сосну, торчавшую из воды. За 40 минут вернулись, было около 12 ночи. Все уже спали. У меня еще хватило сил сделать блинчики и я тоже отправился спать.

Пятый день (3 мая 2006 года)

Сегодня праздник. С утра мы готовились к тому, чтобы встретить тех, кто должен сегодня с нами воссоединиться. С раннего утра начали собирать еще 2 байдарки, но они оказались в непотребном виде и пришлось делать незапланированную дневку. В 11 часов 5 человек (3 парня и 2 девушки) на трех байдарках отправились в Деулино встречать гостей, сходить в магазин и проводить Морозова Мишу и Комарова Сашу, которые в Деулино нас покидали. Кстати, последний 7 числа отправился  с другой группой на р. Осетр. И так тоже бывает. В 14:00 наши путешественники вернулись с хорошим уловом. Привезли Зыкову Настю, Сухову Ольгу, Сухареву Татьяну, Федю Федюшкина, Воронину Валю и Воронину Свету. Именно сегодня, когда мы собрались такой большой компанией было запланировано посвящение. Немного о ритуале: каждому налили в кружку по 46,6666667 гр. Вина (700 гр./15 человек) и просили поднявшись на сцену из пенька произнести то, что он считает нужным. Затем он выпивал свои неполные 47 гр., его осеняли палкой сухой колбасы со словами «посвящаем в туристы» и он должен был целовать колбасу и флаг клуба, все время держа весло в правой руке. Таким образом прошла еще одна дневка. Когда Сержантов или Петр Александрович уставали петь мы дели радио погромче и оно орало как бешеное в лесу на новых батарейках.

Шестой день (4 мая 2006 года)

Двинулись дальше в 12.40. Через 10 минут Деулинский мост, а еще через час обед на сухом отличном месте.

В 15.50 встали на воду.

В 17.35 реку пересекла ЛЭП.

В 18.30 Завал, уже четвертый. Одна из байд пропорола другую, так как река в этом месте очень узкая и течение на повороте быстрое. Заткнули дырки бумагой и идем дальше, обходя завал справа по кустам.

18.45 завал № 5. У впадения реки Белая в Пру. Вокруг болото и заливные луга. Сегодня мы идем как никогда много.

В 20.10 старый мост на Веретье.

В 20.40 встали на на ночь в месте, называемом «Золотая коса». Прошли около 43 км.. Такой переход чем-то надо было отмечать и мы решили сварить компот из сухофруктов и сделать опять блинчики. Утомительный день нечего сказать. Я пошел спать.

Седьмой день (5 мая 2006 года)

Наверное погода повернула на лето. Стало так душно по утрам в палатке, тем более впятером. Встал в 9.30 и сразу включил радио. Все таки и в походе не обойтись без завоеваний цивилизации. Под хорошую музыку на свет божий из палаток стал выползать народец. Попив чай и повалявшись под летним солнцем на пенке мы пошли ставить трассу для очередной тренировки, так как сегодня еще одна дневка. Этапы те же как и в предыдущий раз, только бегали дольше, каждый хотел улучшить свой результат. Первое место занял Агузаров Алексей. Затем бегали командой, тренировали вязку узлов.

Место стоянки замечательное. Никаких проблем с дровами. Делали фирменные блинчики и просто дружно все вместе сидели у костра. Когда сидишь в таком кругу, волею неволею заряжаешься от каждого какой-то энергией, думаешь мыслями каждого, видишь его глазами, чувствуешь такую расслабленность, что хочется заснуть прямо у костра, что некоторые и делали.

Восьмой день (6 мая 2006 года)

Вышли в 12.15.

Через 40 минут мот на веретье. Преодолели шестое препятствие справа.

В 13.05 встали на отдых. Народ пытается поймать сеть, для этого самые отчаянные лезут на сосны.

В 13.25 идем дальше.

В 13.45 обед.

За полтора часа пообедали и двинулись дальше.

В 15.30 вошли в Окский заповедник, обозначенный на левом берегу табличкой, предупреждающей туристов о правилах поведения на его территории. Через 4 км. От таблички стоянка № 1 «Мельница», но она занята и мы идем дальше. До брыкина Бора от таблички 35 км., а до Оки 55 км.. Вторая стоянка расположена в 18 км. От первой, а третья от второй в 9 км. И обе они залиты.

Идем последними с ремнабором. Впереди нас «Бумер». И вдруг дикий крик «ТОНЕМ!». Я посмотрел на их корму, она и впрямь медленно, но верно уходила под воду. Не успели им скомандовать «На берег!», как они, включив турбодвигатель, с задранным под 45 градусов носом залетели на левый берег Пры. Что поделаешь, правый весь залит. Никакой паники. Девченки уже ставят палатку, а мы пытаемся вытащить байдарку из воды. Сделав это стали вынимать из нее промокшее насквозь снаряжение и вещи. Перетащив все в наш сегодняшний лагерь мы стали готовить еду. В принципе мы не волновались за себя, так как были полностью автономны. У нас были даже дрова, которые мы захватили собой с предыдущей стоянки, зная, что впереди с ними будут проблемы. Единственное разочарование – не было котлов. Пришлось кипятить воду прямо в чашках, которые периодически, как прогорали дрова, опрокидывались и заливали костер. Но все же накипятив изрядное количество воды мы заварили картофельное пюре, порезли лук, достали сухари и замечательно поужинали. Этот ужин для всех нас стал самым экстремальным. Сидим у костра, в Окском заповеднике, на левом берегу, после того, как в 5 – 8 км. отсюда мы видели прирезанного кабана, девчатам стало жутко, чаще стали слышаться шорохи.

Дальше записи обрываются … Но не волнуйтесь, все вернулись живы и здоровы, только у руководителя прибавилось седых волос.