Отчёт о пешеходном походе с 27 апреля по 9 мая 2005 года.

(Алексей Агузаров)

Вот уже 2-ой год подряд мы отправляемся на майские праздники в поход. Именно в эти дни мы как никогда чувствуем поддержку друг друга, каждый из нас показывает, на что он готов. Мы становимся другими, более открытыми и честными. Порой мы становимся даже для себя, изменяясь до неузнаваемости. Наш второй поход начался с поворота на село Варские. 1-ый день. 9:05. Никогда не забуду эти огромные рюкзаки, с которыми мы еле-еле залезали в маршрутку. За спиной килограммы еды, одежда, снаряжение. Наконец-то привал. Движение по четкому графику. 50 минут идем, 10 минут отдыхаем. Я замечаю, что вдоль канавы ещё лежит снег. Для нас это уже удивительно. Немного об организации. Руководителем похода в этом году стал Акимов Пётр Александрович, а его заместителем Логинов Александр, студент 3-его курса отделения ТМ. Остальные распределили между собой не менее почетные должности: повара, кострового, фотографа, медика. Так за легкими разговорами ни о чём в 12:00 прошли место прошлого обеда и на развилке ушли вправо. Встречаются местные достопримечательности, любимицы всех девушек — ящерицы гадюки. Идём по местности, которая нам знакома по прошлому походу. Кстати воды в этот раз заметно меньше. На обед встали в 14:00. Первый обед самый вкусный… для кого-то. Но не для меня — ненавижу сою. Обедали на озере около деревни Лопухи. А про себя думаю: после такого обеда, да поскорей бы в лопухи. Вот такой каламбур получается. Но только всё в нашем желудке улеглось, Петр Александрович предлагает идти дальше. Что ж, может он и прав, тогда еда утрясётся и будет место для ужина. Оперативно собравшись, выходим в 16:00. После обеда график немного пошатнулся, и привалы стали более частыми. Кто-то предложил свой график движения: 50 минут отдыхаем, а 10 минут идём. Правильно, лучше 8 тортов и одна свечка, чем наоборот. Этот поход у нашего руководителя проходил под лозунгом: «За здоровый образ жизни!». Просто Пётр Александрович решил бросить курить, используя новейшую технологию: семечки вместо сигарет. До обеда уже раз 7 бросил курить. Только и слышится его пропитанный ненавистью к табаку голос: « Ребят дайте сигарету, а то я курить бросаю». За такими наблюдениями в 20:30 мы подошли к месту нашей ночёвки. Именно на этом озере мы ночевали в том году. Очень резво приготовили ужин и разбили лагерь. Кстати, помимо основной еды, готовили грибы (сморчки) и варили отвар из хвои. Но так как ещё один лозунг похода гласил: «С едой не экспериментировать» (от себя добавлю достаточно того, что взяли сою), получили втык от Петра Александровича за последнее зелье из хвои. Просидели ночью до 2-х часов. 2-ой день похода (28.04.05) Приняли лёгкий завтрак (чай, кофе, печенье) и около 10-ти часов движемся в сторону село Борисовка. Лёгкими перебежками и мы уже на окраине села. Река Ужань в этом году разлилась заметно больше. Форсировав её, идём на контакт с местными жителями, как оказалось очень дружелюбными. В администрации поставили печать в маршрутную книжку и дали две бутылки свежего молока. Прошли гать через реку Белая, и вышли к другой окраине деревни, рядом с лесхозом. В лесхозе никого не оказалось, но одна местная старушка, у которой мы спросили, как лучше пройти, стала рассказывать следующее: продукты к ним привозят 2 раза в неделю, но берут за них очень дорого. В основном, еду привозят родственники из Рязани. В будни дни народу мало, молодёжи нет совсем. Приезжают лишь на выходные. Через 500 метров развилка и снова идём вправо. Движемся параллельно ЛЭП. В 21:00 встали на ночь на месте прошлогодней ночевки, на реке Белая. Замечательное место, но в этом году несколько изменилась из-за начавшейся вырубки. Река Белая в этом году поднялась по сравнению с прошлым годом на 50 см. На утро вода ушла на 10 см. 3-ий день похода(29.04.05.) По дороге в Деулино собираем грибы. Около таблички «Сосновый бор, Национальный парк Мещерский» встали на привал. Следующая стоянка у развилки перед Деулино, откуда до деревни 500 метров. Магазин в Деулино оказался закрыт. Это сейчас он работает, как попало, а летом, с наплывом туристов, будет работать каждый день. Кстати в этом году в Деулино проложили асфальт. Пока что отдельная компания ходила в частный магазин, на другом краю деревни, мы посетили охотничью базу. Изучили карту хозяйства по квадратами воспользовалисьтелефоном, который у них напрямую связан с Рязанью. Так же узнали у работника лестного хозяйства, что вокруг Деулино около 400 дворов, не считая самого села. Это и не удивительно. Места живописные! А когда были «смутные времена» дворы росли как на дрожжах. Но, не задерживаясь, двигаемся дальше. И мы уже на мосту в Деулино. А всё что дальше, залито несметным количеством воды. Нашему разочарованию нет предела и изначальный план идти ГоловановуДачу, а оттуда на кордон 1-ое мая и в Брыкин Бор отменяется. А рядом с нами собирает байдарки компания водных туристов. Для них такой разлив Пры – раздолье. На ночёвку встали на реке Ураж, той самой, по которой проходила часть нашего 1-го похода. Место красивейшее. Вода, сосны, через которые просвечивается чистое голубое небо. Как только стемнело, мы решили ставить сеть. Но, забегая вперёд, сразу скажу, что не поймали. Как мы тогда шутили: «Рыба находится вне зоны действия сети!». Зато выстрелы охотника говорили обратное, уж он то без добычи не уйдёт. 4-ый день (30. 04.05) Новый маршрут говорил о том, что необходимо идти на озеро Уржинское и там делать днёвку. Так и сделали. Пройдя за день от Деулино до озера Уржинское вдоль асфальтной дороги. Ничего более утомительного я не видел. Сверху греет солнце, под ногами раскалённый асфальт, а мимо тебя проезжают машины с отдыхающими. Встретили группу велотуристов из Москвы. Ночевать встали в 20:00. Пасха в этом году пришлась как раз на 1 мая. По этому поводу запустили в небо сигнальную ракету, а за тем стали водить хоровод вокруг палаток. 5-ый день (01.05.05) Рано утром пошли в магазин в деревню Ласково. На обратном пути безлюдные берега озёр наполнились до такой степени, что негде было яблоку упасть. А мы чтобы хоть чем-то заняться на днёвке натянули верёвки и ребята по очереди пытались покорить «бабочку». Вечером пошёл дождь, который не прекращался всю ночь. 6-ой день (02.05.05) Подъём в 6:00. Давненько не вставали так рано. Позавтракав, отправились на Ласковское озеро, А оттуда на озеро Сегденское. Там мы и остановились на обед. Пока готовили, сходили на озеро Чёрненькое. Кстати, погода уже совсем разгулялась и как обычно после дождя, было немного душно. Осмотрев все достопримечательности, двинулись по насыпи в сторону пересечения её с автодорогой. Там сделали привал и ещё несколько человек сходили в магазин в деревню Ласково. Дальше всё по той же узкоколейной ж/д., т.е. по насыпи, которая от неё осталась, мы вышли к трассе на Спас-Клепики в районе деревни Требухино, перешли её и через 1.5 часа пути небольшое геройство в виде переправы через размытую насыпь. Следующий привал на развилке, в месте старого карьера. Видимо отсюда возили песок для строительства трассы. Пройдя ещё немного, слева показалось небольшое поселение, видимо лесничество. Вскоре вышли к мосту через канаву. Форсировали её, наведя перила. Это место нам знакомо. 7-ой день (03.05.05) Крик. «Солнце» разбудило нас в 8:00 утра. Сегодня по плану мы должны выйти к Кельцам, а оттуда по просёлочной дороге к кордону «Келецкое озеро». Дорога чёткая. Заблудиться практически нельзя. Справа и слева то и дело встречаются участки валки леса. Дорога от Келец до кордона протянулась на 9 км. И уже подходя, мы увидели «УАЗ». Это оказался сам лесник, Александр Иванович. Хозяйство большое: Дом зимний, дом летний, баня, сарай (он же гараж для машины), сарай для скотины (корова, гуси), гостиный дом для туристов. Мы остановились в оборудованном месте, на берегу озера Большое Келецкое. Многие искупались, т.к. на берегу были удобные мостики. А вечером нас посетил сам хозяин, который допоздна рассказывал нам невероятные истории, которые с ним приключились. И нам оставалась лишь слушать и диву даваться. Александр Иванович ушёл домой, а мы разбрелись по палаткам. А Сашка с Андреем так и заснули у костра. Хотя ночью было ноль градусов! 8-ой день (04.05.05) В этот день мы позавтракали нашей любимой пшённой кашей со сгущёнкой. И почувствовав в себе прилив новых сил, захотелось остаться здесь ещё, но надо было идти дальше. На обратном пути мы посетили ещё одно озеро Мещёры – Малое Келецкое. Поворот на него сразу после первого поруба справа. Как и все предыдущие озера, оно находится в лесу и окружено высокими соснами. По берегу расположено несколько хорошо оборудованных стоянок, куда летом часто приезжают студенты. Вернулись обратно на дорогу и по ней шли прямо до развилки. На ней свернули вправо и не сворачивая, шли до моста через канаву Лиска. На нём мы и заночевали. 9-ый день (05.05.05) Когда проснулись, никто не помнит, а вот вышли мы со стоянки в 12-ом часу. Через 30 минут вышли на трассу (3 км. от д. Кельцы). До Криушидошли за час. Зашли на Вандовское лесничество, потом в Криушинское. И там и там никого не было, кто бы мог поставить печать. Зашли в Криушинский лесхоз, а там нам сказали, что все на посадке. Мы даже не разозлились, а наоборот обрадовались. Ведь деревья, оказывается, не только вырубают, но ещё и сажают. В деревне многие занимаются тем, что делают срубы на заказ, так же функционирует деревообрабатывающий завод, который делает рамы. От местных жителей мы узнали, что от Криуши до озера Великое есть щебёнчатая дорога (около 4.5 км.). Затем двинулись в сторону Рябиновки. Поразительно быстро добрались до неё, мы свернули влево и пошли дорогой озёрам КомгарьиНегарь. Через 2 км. от Рябиновки поворот влево, но продолжаем идти прямо. Ещё не зная, к чему нас это приведёт, мы идём и перед нами канава. А ещё через 800 метров Негарь. Озеро похоже на Малое Келецкое тем, что на нем есть несколько оборудованных мест отдыха. Переход был очень долгим, по этому спать все легли на рассвете. Ведь завтра днёвка и можно подольше выспаться. А я, как только встал, пошёл ловить рыбу, но из-за отсутствия клёва я сам заснул и чуть ли не свалился в воду. Тогда я решил возвращаться, тем более Петру Александровичу приснился плохой сон, и он почти, что уже пошёл меня искать. 10-ый день (06.05.05) На утро мы решили взяться за рыбу конкретно. Андрей взял с собой 2 такие вещи, за которые рыбнадзор не похвалит. Он поставил их и чтобы скоротать время ожидания я, Пётр Александрович и Татьяна радиальный выход к озеру Комгарь. Обойдя наше озеро по правому берегу и у второй канавы свернули вправо и пошли вдоль неё. Вы знаете, я не вегетарианец и в походе без мяса очень трудно. А тут ещё эта соя и рыба, как назло не клюет. В общем, мы убили 4 гадюки. А когда их принесли в лагерь, девушки устроили для нас небольшую истерику, а потом пошли готовить лапшу, куда и пошла одна из гадюк, а из трёх других сделали отличный шашлык. Шкуры мы высушили, натянули на палки и подарили девушкам. Но вернёмся к нашему походу до озера Негарь. Дорога к нему это сплошной завал. Зрелище ужасное. Около 15-ти лет назад здесь был пожар, и когда выгорел весь торф, огромным соснам без корней невозможно было стоять, и они все попадали, образовав непроходимые завалы. Некоторые сосны лежали прямо через канаву. А на их месте стали пробиваться молодые берёзки, которые росли так густо, что в них даже кабан застрянет. Мы дошли до озера Дереватое, которое было справа от канавы. Озеро находиться ровно между озёрами Комгарь и Негарь. Когда возвращались в лагерь, уже начинало темнеть. На ужин варили сгущёнку и делали блины. А после ужина, когда совсем стемнело, пошли с факелами в руках к соседнему лагерю. Факелы из бересты были сделаны Савкиным Евгением по старинному русскому способу. Рядом с нами стояла группа отдыхающих, которые приехали сюда на выходные. Это были студенты из разных ВУЗов, в основном из РГРТА. Возвращались от них партиями. Лагерь потихоньку готовился ко сну. Сон наступал, и я, не противясь этому, залез в палатку и сразу же почувствовал какую-то невесомость. Я уже спал. 11-ый день (07.05.05) Последний день. Мы собираемся домой. Главное не забыть те две штуки, которые поставил Андрей. Рыбы там, к сожалению не оказалось. И мы собираемся дальше. Всё в это утро мы делаем в последний раз. В последний раз мы упаковываем рюкзаки, и он уже ни такой, каким был в первый день похода, пьём чай из торфяной воды, собираем палатки, сидим вместе у костра. Через 3 часа автобус Рябиновка – Рязань увёз нас в наш любимый город. Мы разбрелись по домам, легли в тёплые ванны, и стали вспоминать всё то, что происходило с нами на протяжении этих 11-ти тёплых летних дней. А наше прошлое осталось там, у костра и дай то бог, чтоб кому-то из нас повезло и в следующем году оно вновь стало нашим настоящим!