Сплавной катамаран— небольшое, разборное судно, используемое в водном туризме, состоящее из двух, как правило, надувных корпусов — гондол, соединённых каркасом (рамой), как правило, изготовленным из дерева или металла (преимущественно дюралюминий). Наиболее распространены двух- и четырёхместные катамараны. Реже встречаются шести- и восьмиместные версии. Основное назначение сплавного катамарана — сплав по бурным, порожистым рекам.

Гребцы обычно располагаются на специальных сидениях — пирамидках на гондолах поровну с обоих бортов. Поза гребцов — коленная посадка лицом вперёд. Реже встречаются конструкции, в которых места для гребцов устроены в раме катамарана между гондолами. Существуют так же другие формы посадок. Сплавные катамараны мало распространены в мире. Исключение — Россия и бывшие союзные республики.

Сплавные катамараны различаются по следующим характеристикам:

 

  • Объём надувных частей конструкции. Как правило, от 500 до 4000 литров
  • Устройство гондол. Цельноклеенные гондолы или негерметичные силовые оболочки с заключенными внутри надувными камерами.
  • Количество посадочных мест. Как правило, 2, 4, 6 или 8.
  • Короткая или длинная рама. Рама либо проходит практически вдоль всей длины гондол, либо ограничивается лишь центральной частью катамарана, в районе посадки гребцов.
  • Симметричность и форма носовых и кормовых обводов
  • Тип и способ посадки гребцов. Жёсткие сидения, надувные сидения, без сидений
  • Наличие багажных емкостей
  • Материал каркаса: дюралевые трубки или деревянные жерди
  • Назначение и категорийная прочность. Существуют катамараны для сплава по спокойной и бурной воде (рафтинга). Последние в свою очередь имеют ограничение на категорийность (0-6) проходимых препятствий. Например: не выше 4-й категории